|
| |
Сообщение: 267
Настроение: служим-ссс...
Зарегистрирован: 10.01.08
Откуда: Беларусь, Станьково
Репутация:
1
Фото:
|
|
Отправлено: 27.09.08 08:03. Заголовок: Чапские
Чапские, пожалуй, самый древний род, выделяющийся своими воинскими доблестями. Первое упоминание о Гуттенах относится к 930 г. Эренрейх фон Гуттен, маршал германских войск, вмести с императором Генрихом I Птицеловом Саксонским, воевал против Гуннов. Примерно в 1121 году Гуттены получили титул графов Священной Римской империи. Позже за борьбу с пруссами были зачислены в число польских рыцарей. В XV в. выделились многими заслугами, приблизились к польскому двору. В XVII в. род расселился по Литве, Беларуси, Волыни и слился со многими известными родами Европы. Фамилию Чапские Гуттены получили приблизительно в ХVI веке. Гуттены жили в местечке Чаплин в Померании находящейся на северо-восточных землях Германии (сейчас – Поморье в Польской Народной Республике). Из-за военных конфликтов Гуттены вынуждены были покинуть родовое гнездо Чаплин и переселиться на земли Польши. После переселения в Польшу Гуттены стали звать себя Гуттены фон Чаплинские, отождествляя свое немецкое происхождение и бывшие владения в Германии. Постепенно ополячившись, они стали называть себя Гуттены фон Чапские, Гуттены-Чапские, а в XVII веке и вовсе Чапские. Позже при необходимости подтверждения графского титула Чапские вынуждены были вернуться к истокам своих древних корней, и стали называть себя Гуттен-Чапскими. В XVIII веке после очередного подтверждения своего графского титула они смогли вернуть и приставку фон, символизирующую собой немецкое происхождение, а так же получить новый герб, в котором были объединены два герба – древний тысячелетний герб Гуттенов (красный щит с двумя диагональными серебряными полосами) и герб «Лелива» (синий щит с изображенными на нем шестиконечной золотой звездой и золотым полумесяцем под ней) которым Чапские владели с 1121 года. Над новым гербом разместили рыцарский шлем, увенчанный графской короной, над которой красовался павлиний хвост. К новому гербу добавили и древний девиз Гуттенов «Vitam Patriae Honorem Nemini» (Жизнь отечеству – честь никому) писанный на опоясывающий щит ленте. В XIX веке родовой герб претерпел небольшие изменения, которые только украсили его и сделали более изящным, сакральным и символичным, которым фон Гуттен-Чапские пользуются, и посей день. Графы фон Гуттен-Чапские Станьковской ветви своего генеалогического древа покинули Беларусь в 1920 году. Сейчас потомки Франтишека-Станислава-Костки фон Гуттен-Чапского живут в Париже (Франция), Риме (Италия), в Канаде, Британии, Австралии, Бельгии, Австрии, Германии и других странах мира. На территории Беларуси последняя графиня Гуттен-Чапская Станьковской ветви умерла в 1991 году под Минском в деревне Заболотье Атолинского сельского совета. С 1920 года по 1991 год она, Елизавета Карловна дочь Кароля-Яна-Александра графа фон Гуттен-Чапского, знаменитого мера города Минска, прожила под видом простой крестьянки в маленьком деревянном доме на краю деревни. В 1920 году, когда Чапские покидали Белую Русь, Елизавета Чапская оказалась тяжело больна и не смогла покинуть имение вместе с родными. Она осталась одна на попечении своих крестьян. После у нее оборвалась связь с родными. Елизавета Чапская вынуждена была скрывать свое графское происхождение и долгое время жить под видом простой крестьянки. В конце 20-х годов ее выдали ее же крестьяне органам НКВД, молодую графиню обвинили во враждебности к народу и приговорили к расстрелу, как представителя враждебного буржуазного класса. Спас Елизавету молодой красноармеец, который накануне судебного разбирательства взял ее в жены. Он сам погибает после суда, а Елизавета превращается в беднейшую крестьянку, без жилья, работы, пособии и с клеймом врага народа. Прожив свыше 20 лет в нищенском положении, Елизавета Чапская выходит второй раз за муж и селится в деревне Заболотье недалеко от бывшей свой усадьбы Прилуки в маленьком заброшенном доме, где и прожила остаток своих дней вплоть до 1991 года. Во втором браке Елизавета Чапская имела дочь в замужней фамилии Нехайчик. Внук Елизаветы Александр Александрович Нехайчик, являющийся референтом помощника губернатора минской области, смог в начале 90-х годов подтвердить свое графское происхождение по линии своей бабушки Елизаветы фон Гуттен-Чапской. Среди имений на Беларуси более всего выделялся Станьков. Станьковская линия Чапских берет начало в XVII в. У ее истоков стоял граф Франц фон Гуттен-Чапский, подкоморий мальборкский, отец Яна-Хризостома, кастеляна эльблонского. Сын Яна-Хризостома Игнатий, кастелян гданьский, был женат на Теофелии из графского рода Конопатских. Их сын Франтишек-Станислав-Костка граф фон Гуттен-Чапский, воевода хелминский, автор труда «Дом истерзанной Речи Посполитой», был женат на Вероники княгине Радзивилл. Сыновья Франтишека и Вероники - Кароль и Станислав Чапские жили в Несвиже. Кароль был участником войны 1812 года, маршалком Минского повета, позже - почетным куратором школ Слуцкого уезда. Его жена Фабианна происходила из графского рода Обуховичей. Местечко Станьков (ныне Станьково) расположено в уединенной местности, в 10 км от станции Койданово Брест-Московской железной дороги. В конце 800 начале 900-х годов Станьков принадлежал Саманидским вельможам хана Исмаила ибн Ахмата, о чем свидетельствуют археологические раскопки, произведенные в конце XIX века в окрестностях Станькова. В летописной истории Минщины конца XIV века Станьков упоминается как вотчина Великого Князя Великого Княжества Литовского Витовта (1350-1430 гг.). В начале XV века Станьков был подарен Витовтом боярину Манивиду (в Святом крещении Войтеху-Альберту) Каликиновичу (1360-1424гг.). После смерти Войтеха Манивидовича Станьков перешел во владения его сестер Софии Радзивилл и Ядвиге Судзимонтович. Долгое время местечко принадлежало роду Дорогостайских, Затем Радзивиллам. С 1772 года имение Станьков перешло в наследство, как приданное жены, дочери князя Радзивилла Михаила (Рыбоньки), графу Франтишеку фон Гуттен-Чапскому и, в последствии, принадлежало роду Чапских вплоть до 1920 года. На некоторое время Станьков был отдан в правление дворянам Звыковским и Дереасам. Граф Франтишек-Станислав-Костка фон Гуттен-Чапский заключил договор с князем Михаилом Радзивиллом (Рыбонькой) согласно которому после возвращения из Барской конференции проходящей в 1772 году в итальянском городе Баре (первый раздел Речи Посполитой) Франтишек Чапский берет в жены одну из пяти дочерей князя Михаила Радзивилла. Договор был исполнен и 21 сентября 1772 года состоялось торжественное бракосочетание Франтишека Чапского с Вероникой Радзивилл. 28 ноября 1772 года Станьков, бывшее имение Радзивиллов, стал принадлежать графскому роду фон Гуттен-Чапских. Формировалась Станьковская усадьба как резиденция по заказу сына графа Кароля фон Гуттен-Чапского и графини Фабианы Чапской из рода Обуховичей Эмерика-Захарьяша-Николая-Северина графа фон Гуттен-Чапского, женатого на Елизавете-Каролине-Анне графине фон Гуттен-Чапской, урожденной баронессе фон Меендорф, дочери барона Георгия-Вальтера-Конрода фон Меендорфа и баронессы Софьи фон Меендорф из графского рода фон Штакельбергов. Сведений о барочной усадьбе в Станькове история не сохранила. Новая усадьба-резиденция формировалась на сравнительно ровной террасе ручья Ряпуса с небольшим уклоном в сторону поймы, ограничивающей парк с южной стороны. Она создавалась в духе прошлых стилей. В ее композиции, в архитектуре дворца, в малых архитектурных формах, характере водной системы прослеживается подчеркнутое внимание к ушедшей эпохи романтизма. Архитекторами был создан романтический образ феодальной усадьбы, навевающей ностальгические воспоминания о далеком прошлом, с которым связывалось представление о благополучии, героизме и даже своеобразно понятой демократии и свободе. За строительством новой усадьбы-резиденции строго следила Елизавета Чапская, сама выполняла некоторые эскизы по планировке дворца, разбивке парка, а интерьеры дворца самолично оформляла мать Елизаветы Георгиевны баронесса Софья Штакельберг – женщина с исключительным вкусом, но деспотичной натуры. Усадьба площадью в 25 га включала: каменный дворец, постройки 1861-1862 гг.; кухонный флигель 1900 года строительства; дворцовый павильон Скарбницу XVIII-XIX вв.; жилые флигеля, хозяйственные сооружения, оранжерею, отапливаемые теплицы с фруктовыми питомниками, зверинец, пейзажный парк с малыми архитектурными формами, водоем с островками, четыре въездные брамы, костел-усыпальницу 1835 г строительства, православную Свято-Николаевскую церковь 1858 г строительства. В имении имелся племенной завод, в котором разводились коровы швицкой, тирольской и голландской пород, овцы, кони, собаки; кирпичный завод, на котором изготавливали прямой и лекальный кирпич, керамическую плитку, дренажные трубы, черепицу; завод по переработки чистого спирта. В Станькове находился аэродром, рынок, крестьянский госпиталь, гимназия, крестьянские и воскресные школы, почтовая станция, винокурня, две каменные (водяная и паровая) мельницы, подходила ветка железной дороги, соединяющей местечко Станьков с платформой графа Чапского на Брест-Московской железной дороге (ныне остановка Станьково). Олег Маслиев
|
|
| |
Сообщение: 606
Настроение: Жизнь прекрасна!...
Зарегистрирован: 10.01.08
Откуда: Беларусь, Станьково
Репутация:
2
Фото:
|
|
Отправлено: 09.01.17 03:40. Заголовок: Рождество у Чапских: подарки для прислуги и колядные песни
В Новогодне-Рождественские деньки стало интересно узнать, как же эти праздники проходили в графских семьях Гуттен-Чапских в Станьково или Прилуках. Наверно гуляли и веселились с размахом, изысканные яства и изощренные грандиозные развлечения... Как и подобает богатым титулованным особам. Однако, ничего подобного в воспоминаниях Марии Чапской мы не находим. Хотя размах, конечно, присутствует точно, но немного другого характера. Например, Гуттен-Чапские готовили и дарили подарки, в том числе, и всей своей прислуге, так в одно Рождество, было вручено 362 подарка. А как пировали графские семьи? Рождественский стол отличался от повседневного свежими колбасами, беконом на ребрах и апельсинами (только к Рождеству!), а на Новый год подавали замороженный пунш и горячие пончики. Про графский рацион не скажешь, что он был очень замысловатым, но и однообразным его не назовешь. Вот только не было консерв, справедливо замечает Мария Чапская. Может это и к лучшему. :-) Далее отрывок воспоминаний Марии Чапской:
«Рождество у нас всегда праздновалось очень торжественно. Управляющие четырёх усадеб прилукских, а так же Самуэлево и Каролёво получали распоряжение составить подробные списки работников, с указанием имён детей до четырнадцати лет и их возраста. Для них шили в доме: платья, брюки, рубашки, куртки в основном байковые или ситцевые, для младенцев были чепцы из шерсти нашего прядения. Это все связывали в стопки, складывали в корзины и рассылали по усадьбами. Мне кажется, по пути не было никаких злоупотреблений. Вся прислуга домашняя и дворовая получала по мешочку бакалеи, а кроме того личный подарок, всегда что-то из одежды, для женщин ткань на платье или блузку, шарф или чулки, для мужчин: рубашки, перчатки, носки и тому подобное. Потом под мамин аккомпанемент мы пели радостные колядные песни возле нарядной ёлки. «Наше Рождество, как обычно, было прекрасным и веселым, – писала мама – со всеми дорогими детьми в добром здравии. В общей сложности триста шестьдесят два человека были одарены. Ежи преподнёс мне чудесное платье и великолепный веер...» Остальную часть зимнего ожидания мама спокойно проводила дома. Каждое утро в её солнечной, украшенной цветами (запах цинерарии, гиацинтов, тубероз всегда напоминает мне мамину гостиную) проводили в изучении Библии. Сначала старшие сёстры, а потом и мы, младшие и даже пятилетний Йозеф, изучали Святое Писание: изгнание из рая, преступление Каина, Ноев ковчег. Потом каждый из нас мог рассмотреть две картинки в большой Библии, в издании иллюстрированном Гюставом Доре, только по две картинки, в зависимости от того, что мы проходили в Святом Писании. Кто в детстве видел эти иллюстрации Библии Доре, запоминают их на всю жизнь. Катехизис мы учили с детства: заповеди, истины веры, основные добродетели и смертные грехи, и что вне католической Церкви нет спасения. Не помню, как это объясняла наша мама, но помню её ответ Йозефу на его вопрос: «Кто попадает в ад? – Не известно – отвечала она – Бог милостив. – Нет, но Иуда? – не унимался Йозеф – Он же точно в аду! – И к Иуде Бог может быть милосердным...» - сказала она. Przyłuki ist für mich zu streng katholisch (Нем. Прилуки для меня слишком католические) – утверждала бабушка Чапская [Елизавета Гуттен-Чапская].» Maria Czapska «Europa w rodzinie. Czas odmieniony»
|